Профориентационная работа
Положение о профориентационной работе ГАПОУ СО "ТИПК"
Профессиональная ориентация – это система социально-экономических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи готовности к сознательному выбору профессии, ее распределение по специальностям в соответствии с объективными потребностями общества и государства и способностями личности.С позиции педагогического подхода к профессиональной ориентации – это комплекс мероприятий, включающих в себя профессиональное просвещение, профессиональную диагностику, профессиональную консультацию. Профессиональная ориентация представляет собой непрерывный процесс, который начинается на ранних этапах школьного обучения и продолжается в течение всего периода профессионального становления, распространяясь далее на всю трудовую жизнь.
В связи с реализацией стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, когда возрастают потребности региона в определенных специалистах, профессиональная ориентация молодежи как часть всестороннего и гармоничного развития личности, формирования понимания социальной и профессиональной роли в обществе, приобретает огромное значение. Роль профессионального сопровождения молодежи в вопросах образования и трудоустройства возрастает, начиная с момента выбора профиля обучения еще в школе и заканчивая помощью при выборе работы и реализации полученного образования в сложившихся экономических условиях конкретного региона.
Опыт профориентационной работы в течение нескольких лет показал, что многие учащиеся девятых классов часто не готовы сделать осознанный выбор будущей профессии, определить для себя образовательный маршрут. Часто выбор профессии в этом возрасте отличается неосознанностью, профессиональные планы не реалистичны. В этот период интересы и склонности не устойчивы, сказывается влияние сверстников, родителей, что, как правило, порождает ошибки в выборе профессии. Большинство школьников недостаточно знают о конкретных особенностях той или иной профессии. Не всегда учитывают свои профессиональные склонности, соответствие требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности (наличие психофизиологических возможностей, профессионально значимых качеств, развитости интеллектуального потенциала).
Как показывает практика и данные самообследования по выбору профессии, что у многих обучающихся к окончанию школы не сформированы профессиональные намерения («что я хочу») и не раскрыты индивидуальные возможности («что я могу»). Поэтому одним из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы является профессиональное просвещение, основная цель которого – познакомить обучающихся с будущей профессией и помочь в осознанном её выборе. Профессиональная информация должнадать обучающимся как можно больше социальных, экономических, технологических сведений о профессии. Многие выбирают "разрекламированное" образование, а не ту профессию, к которой лежит душа и способности, иногда бросают учебу из-за неудобного места колледжа и т.д., часто по окончанию обучения не знают, кем можно идти работать в своем городе и регионе и не могут найти себя.
В колледже отработаны механизмы по проведению таких традиционных форм профориентационной деятельности, как:
- предоставление информация об образовательных услугах и их качестве, оснащении, квалификации преподавателей и т.п.;
- использование публикации и других средств массовой информации для информирования учащихся выпускных классов о состоянии рынка труда и т.п.;
- выпуск брошюр и информационной печатной продукции;
- проведение традиционных дней открытых дверей с привлечением социальных партнеров, конкурсов профмастерства, профориентационных экскурсий;
- рганизация презентаций в школах о реализуемых специальностях и профессиях;
- cоздание медиагруппы и групп актива из числа студентов колледжа для участия в мероприятиях попрофориентационной агитации;
- рганизация и проведение совместных внеклассных мероприятий на базе колледжа и школ по попрофессиональной ориентации;
- проведение профконсультаций, тестирования с целью определения профессиональной ориентации учащихся и т.п.
- участие в федеральных и региональных проектах, таких как «Билет в будущее», «ПрофВыбор.Самарская область» и др. , направленных на раннюю профессиональную ориентацию школьников;
- организация сетевого взаимодействия со школами в рамках профориентационных занятий и многое другое.
При проведении профориентационных встреч, наряду с характеристикой специальностей и профессий колледжа, мы владеем информацией о диапазоне заработной платы специалистов, о возможностях трудоустройства, об успешно трудоустроившихся выпускниках колледжа. Колледж формирует образовательные потребности, помогает сделать выбор абитуриентов, информировать потенциального потребителя о том, какие профессии будут востребованы через три–четыре года на рынке труда с учетом тенденций развития экономики. Помимо этого, колледж имеет позитивный имидж, опираясь на заслуженное доверие со стороны студентов, работодателей и выпускников.
Таким образом, основная цель профориентации состоит в том, чтобы не оставить молодого человека предоставленным самому себе при выборе профессии, помочь ему в процессе успешного профессионального самоопределения. Заблаговременная, спланированная, системно проводимая, грамотно построенная профориентационная работа поможет нынешним школьникам найти свое место в жизни.
Во исполнение п. 29 перечня поручений министра образования и науки Самарской области В.А. Акопьяна по итогам августовской конференции работников образования Самарской области 2022 года «Разработать и внедрить программы профориентационных каникулярных смен для школьников в образовательных организациях профессионального образования Самарской области», а так же в целях содействия профессиональному самоопределению школьников и организации их досуга в ГАПОУ СО «Тольяттинский индустриально – педагогический колледж» регулярно проводятся профориентационные каникулярные смены для будущих выпускников школ.
Ребята знакомятся с определенными профессиями и условиями получения образования, получают практико-ориентированные задания, посещают экскурсии, деловые игры, встречаются со специалистами, а также знакомятся с требования, предъявляемыми к личностным и профессиональным качествам будущего специалиста.
Профориентационные каникулярные смены для школьников 6-11 классов реализуются по следующим направлениям подготовки:
- программа "Имитация сварки";
- программа "Кузовной ремонт";
- программа "Неразрушающий контроль";
- программа "Сухое строительство и декоративные работы";
- программа "Виртуальные миры".
Полезные ссылки
Центр профессионального образования Самарской области
Центр планирования профессиональной карьеры